Если вы работаете в социальных сетях и хотите, чтобы ваш блог или магазин набрали большую аудиторию, не обойтись без правильно выстроенной SMM стратегии. В этой статье расскажем о том, что представляет собой такая стратегия, как ее выбрать и нужно ли регулярно ее менять.
Что такое SMM стратегия
Без разработанной SMM стратегии работать в соцсетях будет очень сложно. Вам может повезти, и вы быстро найдете свою первую аудиторию. Однако ее важно будет удержать и сделать так, чтобы аудитория увеличивалась. Но может получиться и так, что ваш продукт очень качественный, однако людей, желающих его потреблять, так и не нашлось. В любом случае, чтобы эффективнее работать в социальных сетях и поддерживать свой проект «на плаву», вам потребуется разработать SMM стратегию. Она помогает проанализировать целевую аудиторию и конкурентов, чтобы выявить, в каком направлении нужно развивать проект. SMM поможет вам определиться с форматом подачи контента, целями, которые нужно достичь для продвижения продукта, и коммуникационной стратегией.
Разрабатывая SMM стратегию, нужно отметить параметры, на которые вы будете чаще всего обращать внимание при работе. Их нужно периодически сравнивать, чтобы понять, есть ли развитие проекта.
Чем помогает SMM стратегия
Если рассказывать о преимуществах SMM стратегии более подробно, то у нее можно выделить много полезных функций:
- SMM стратегия сделает путь развития соцсети понятным для заказчика. Он поймет, каких целей нужно достигнуть и как это сделать.
- Сотрудники смогут работать эффективнее, так как будут знать, какие задачи нужно выполнить для продвижения проекта.
- SMM стратегия упрощает подбор сотрудников. Когда цели и задачи сформулированы понятно, вакансия не вызывает у людей много вопросов.
- SMM-маркетинг помогает распланировать бюджет. Чтобы достигнуть поставленных целей, нужно, конечно, вложиться в рекламу и прочие способы продвижения. Вы сможете точно понять, есть ли у вас сейчас деньги на это.
- Благодаря анализу конкурентов и их продуктов вы сможете сделать проект максимально конкурентноспособным.
- Анализ целевой аудитории поможет определиться с тем, какой продукт нужно производить и как он должен выглядеть.
В результате вы получите четкий план продвижения и будете осознанно действовать в соцсетях, при этом сможете минимизировать затраты.
Что включает в себя SMM стратегия
SMM стратегия предполагает несколько этапов.
Формулировка цели
Вы должны четко осознавать, для чего хотите продвигать продукт в соцсетях. Конкретная цель – первый шаг к удачному продвижению. Сформулируйте свою задачу понятно и реалистично. Например, поставьте себе цель увеличить продажи товара на 20% по сравнению с прошлым годом благодаря продвижению бренда в социальных сетях. Если цель большая, разбейте ее на мелкие шаги.
Способы продвижения
Составьте список методов продвижения проекта. Отмечайте все социальные сети, где будет размещен продукт, а также инструменты для привлечения аудитории и повышения узнаваемости бренда. К примеру:
Непосредственно публикация контента на страничке проекта в социальной сети.
Таргетированная реклама.
Сотрудничество с блогерами и СМИ.
Публикация контента в других источниках.
Помните, что сотрудничать с блогерами, сообществами в социальных сетях и СМИ можно по-разному. К примеру, вы можете разместить рекламный пост в популярном сообществе либо заказать колонку с рекламой в СМИ. Блогеры могут предложить вам публикацию постов в их социальных сетях или нативную рекламу в видеороликах.
Анализ целевой аудитории
Важно понимать, для кого вы производите продукт. Чтобы создать портрет ваших предполагаемых покупателей, можно:
- проводить опросы аудитории;
- проанализировать разговоры с представителями отдела продаж;
- изучить заполняемый покупателями бриф и т.д.
Также действенный способ – использование специальных приложений, которые анализируют аудиторию сообществ в социальных сетях по заданным вами ключевым словам. Программа выдает полный портрет аудитории, в который входят:
- пол;
- возраст;
- образование;
- семейное положение;
- место проживания;
- и дополнительные характеристики, если ваш потенциальный покупатель относится к узкой группе, например, к путешественникам.
Полезно включить в характеристику аудитории поведение клиентов. Отметьте, как часто покупатели повторно приобретают товар или возвращаются за услугой, для кого они ее приобретают и так далее.
Анализ страниц проекта в социальных сетях
В случае если компания уже зарегистрировала свои страницы в социальных сетях, нужно проанализировать активность пользователей на них. Для этого также можно использовать различные программы. Они собирают статистику по каждой социальной сети, в которую включаются:
- количество подписчиков, показатели прироста аудитории;
- количество лайков и дизлайков на всех постах;
- количество репостов;
- частота показа постов в лентах пользователей;
- активность подписчиков в комментариях и тд.
Как правило, статистика в программах регулярно изменяется. Важно периодически ее изучать, поскольку при правильной SMM стратегии должен быть положительный прирост большинства показателей.
Еще один важный момент – анализ оформления социальных сетей. Привлекательные и понятные обложки, грамотные тексты и информативная шапка профиля удерживают посетителей странички.
Анализ конкурентов
Нужно понять, какие есть преимущества у ваших самых развитых конкурентов. Для их анализа тоже используйте программы, например, Pepper.ninja. Вам потребуется указать ключевые слова, которые характеризуют ваш проект, а также местоположение. Алгоритмы выдадут вам все сообщества, отвечающие заданным параметрам. Из них нужно выбрать 3-5 самых больших и отметить, что у них можно позаимствовать. Отмечайте и недостатки конкурентов, чтобы избежать в своей работе подобных ошибок.
Также перейдите на странички этих сообществ и самостоятельно посмотрите, что на них происходит. Оцените оформление, способ общения с аудиторией, содержание постов и активность клиентов.
Анализировать конкурентов нужно регулярно, потому что со временем некоторые компании могут уйти с рынка. На их место приходят новые, еще незнакомые вам. Периодический анализ поможет всегда оставаться в курсе того, какие самые сильные конкуренты существуют на данный момент.
Основной посыл проекта
Компания должна создавать у клиентов какую-то ассоциацию. Позиционирование нужно выбирать, ориентируясь на характер целевой аудитории. Например, если ваши предполагаемые покупатели – молодежь, то у компании должен быть современный и активный образ. Одна из лучших площадок для продвижения в таком случае – ТикТок. Если же вы осуществляете услуги или производите товары для серьезных людей, выбирайте в качестве основных площадок Инстаграм, Вконтакте или Фейсбук. Но, конечно, намного эффективнее продвигать компанию сразу в нескольких соцсетях.
Выбрав, какой посыл будет у проекта, нужно определиться с форматом подачи. К примеру, если нужно сформировать у бренда репутацию заботливого производителя, публикуйте благодарности клиентов, посты с различными советами для аудитории. Образ успешного и серьезного проекта помогут сформировать положительные отзывы, публикации о достижениях и наградах бренда, новости о выгодных сотрудничествах, акции.
Наполненность контента
Контент в социальных сетях должен быть полезным и разнообразным. Если вы будете постоянно публиковать только продающие посты, аудитории это может быстро надоесть. Помните, что для эффективных продаж важно не только сообщить клиентам о достоинствах услуг и товаров, но и заинтересовать их полезной информацией. Посты могут быть самыми разнообразными:
- Посты с опросами и вопросами. Помогут вам получить больше информации об аудитории.
- Мемы. Развлекательные картинки, которые поднимут у ваших подписчиков настроение. Благодаря мемам ваша компания будет вызывать приятные ассоциации у аудитории.
- Советы. Например, салоны красоты могут периодически публиковать посты с советами по уходу за лицом и телом.
- Фразы, цитаты, для магазинов одежды – интересные образы.
- Посты с историями, которые касаются ваших клиентов и связаны с вашей областью деятельности.
- Отзывы клиентов.
- Конкурсы и игры. Различные розыгрыши, скидки и акции увеличивают охваты.
- Рассказы о том, что происходит «за кулисами» компании.
- Обзоры новинок.
- Благодарности компаниям, с которыми вы сотрудничаете. Такие посты можно использовать для взаимной рекламы.
- Публикации с информированием о социальных акциях, призывающие аудиторию сделать доброе дело.
- Короткие видео и сторис.
Распишите план контента на неделю. Старайтесь, чтобы был соблюден баланс между продающими, полезными, развлекательными и информационными постами. Также составьте рубрики и помечайте их хештегами – так подписчикам легче ориентироваться на страничке. Спустя несколько недель проанализируйте, как аудитория воспринимает контент, какие посты просматриваются чаще всего, а какие – реже. Те форматы подачи информации, которые непопулярны у подписчиков, уберите.
Способы коммуникации с аудиторией
Важно правильно выстроить общение с подписчиками. Продумайте:
- Как реагировать на негативные комментарии.
- Способ ответов на вопросы подписчиков.
- Форматы общения с аудиторией. Здесь могут быть опросы, открытые обсуждения в комментариях и т.д.
Также отдельно проработайте вопрос о том, как справляться с негативными отзывами. Нужно помочь клиенту исправить ситуацию, возможно, предложить бонусы, скидки, помощь. Отдельно пропишите правила общения в группе для самой аудитории. Сюда нужно включить обычные просьбы не оскорблять других участников, а также ваши отдельные требования: не рекламировать другие бренды, не спамить и подобное.
Форматы конкурсов и розыгрышей
Способ проведения конкурсов нужно выбирать, исходя из особенностей вашей компании. Это может быть конкурс на лучшее фото, лучшее поздравление или лучший комментарий – учитывайте специфику бренда. Некоторые компании делают скидки клиентам, если те упоминают их на своих страничках и оставляют положительный отзыв. Конкурсы могут помочь не только привлечь аудиторию, но и сделать коллаборацию с другим брендом. К примеру, одна компания проводит конкурс, а другая предоставляет для него призы.
Работа с рекламой
Первый шаг здесь – определение портрета клиента. Важно, чтобы реклама показывалась только тем пользователям, которые с наибольшей вероятностью заинтересуются вашим предложением. Есть несколько видов реклам:
- таргетированная;
- посты в сообществах;
- нативная реклама у блогеров, на которых подписано большинство вашей аудитории.
Правильно подбирайте блогеров: их аудитория должна быть большой и активной, кроме того, сами блогеры должны регулярно публиковать контент, который набирает много лайков, комментариев и репостов. Подумайте и над тем, кому лучше составить рекламный пост – блогеру или SMM-щику.
Анализ эффективности
Используйте KPI – ключевой показатель эффективности. Он помогает понять, действует ли ваша SMM стратегия. Обращайте внимание на:
- рост числа подписчиков;
- рост вовлеченности;
- количество переходов с социальной сети на сайт;
- рост продаж;
- количество лайков, дизлайков, репостов и комментариев;
- цену лида, клика и подписки.
Собирайте все данные в статистику и периодически проводите повторные анализы.
Нужно ли вносить коррективы в SMM стратегию
С развитием бренда меняются цели и задачи по его продвижению. Изменения происходят и с:
- Площадками. Чем больше соцсетей вы охватываете, тем больше шансов набрать аудиторию.
- Руководством. С ростом компании сотрудников становится больше.
- Способами продвижения. Еще пару лет назад было мало программ для сбора статистики, теперь же анализ аудитории и конкурентов стал доступен каждому.
Грамотная SMM стратегия – шаг к успешному продвижению проекта. Подробный план действий поможет быстро привлечь аудиторию, сформирует имидж бренда и будет удерживать клиентов.